Ваххабизм — это одно из направлений в исламе, которое было основано в XVIII веке Мухаммадом бин Абдель-Ваххабом. Данное религиозное учение является основным течением в Саудовской Аравии и также официальным культом в некоторых других странах.
Ваххабизм отличается от других направлений ислама строгим соблюдением Корана и Сунны, что означает приверженность к исламскому закону шариат. Принципы ваххабизма основываются на идее монотеизма, отвергающей все формы политеизма и язычества.
Основные принципы ваххабизма включают веру в единого всемогущего Аллаха и пророка Мухаммада, строгое соблюдение исламских ритуалов и запрет на практикование всех форм суфизма и других религиозных традиций. Ваххабизм также относится к категории течений ислама, которые осуждают все формы представлений, которые не соответствуют исламскому вероисповеданию.
Ваххабизм является одним из самых консервативных течений в исламе и считает другие направления в религии инноваторскими или отклонениями от «чистого» ислама. Практикующие ваххабиты не признают использование амулетов, икон и других религиозных символов, считая их некорректными идолопоклонством.
На сегодняшний день официальными странами, наблюдающими ваххабизм как официальную религию, являются Саудовская Аравия, Кувейт и Катар. Ваххабизм также является доминирующим течением в ряде других стран, таких как Оман, Бахрейн и Соединенные Арабские Эмираты.
Помимо арабских стран, ваххабизм также имеет сторонников в других регионах, таких как Афганистан, Пакистан, Индонезия и Чечня. Хотя ваххабизм не является официальным учением в этих странах, его влияние среди мусульманского населения значительно.
Ваххабизм: официальная религия в Саудовской Аравии
Существенная особенность ваххабизма заключается в его консервативном толковании ислама, которое требует строгое следование Корану и Сунне. Ваххабиты стремятся к полному отказу от молитвенных практик и обрядов, непризнанных первыми правовыми школами суннитского ислама.
Саудовская Аравия считается родиной ваххабизма, и Ваххабитская пятимесячная школа называется в честь основателя исламского ренессанса, Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Эта школа принимает учеников со всего мира и обучает их основам ваххабизма, предлагая новичкам отправку на джихад.
В самом коренном смысле, ваххабизм является национальной идеологией Саудовской Аравии. Он имеет огромное влияние на культурные и политические аспекты жизни в стране. Многие законы и нормы Саудовской Аравии основываются на принципах ваххабизма, и страна применяет строжайшие наказания в соответствии с его принципами.
Несмотря на то, что ваххабизм является официальной религией в Саудовской Аравии, это вызывает споры и критику со стороны многих мусульман в других странах. Многие считают, что ваххабизм является слишком радикальным и искаженным толкованием ислама, и они критикуют Саудовскую Аравию за пропаганду этой формы ислама во всем мире.
История развития ваххабизма
Мухаммад ибн абд аль-ваххаб был ученым-религиозным лидером, который стремился к восстановлению «чистого ислама» и противостоял арабским практикам, которые он считал несовместимыми с истинным вероучением. Он выступал против празднеств, поклонения святым мощам и поклонение предкам, которые, по его мнению, противоречили основным принципам ислама. В качестве своего главного учителя и авторитета, он приводил Уссу д-Даурани, эмира мечети аль-Харам в Мекке. Эмир известен своей целеустремленностью и неумолимой сущности.
Мухаммад ибн абд аль-ваххаб выступал за строгое исполнение всеобщего щариат в условиях, когда большинство арабов по-прежнему соблюдало традиции и практики, которые он считал «отступничеством». Фундаменталистские взгляды Мухаммада ибн абд аль-Ваххаба вызвали негативные реакции среди других мусульманских общин и даже среди некоторых лидеров, которые считали его идеи излишне ригидными и радикальными.
С начала своей деятельности Мухаммад ибн абд аль-ваххаб привлекал крайне мало последователей. Однако, он нашел единомышленников и союзников в племени Аль-Саудов, которое было находилось в противоречии с соседними племенами. Союз между Мухаммадом ибн абд аль-ваххабом и Мухаммадом Аль-Саудом, лидером племени Аль-Саудов, состоялся в 1744 году. Это партнерство было основой для создания Саудовской Аравии, которая стала первым государством, принявшим ваххабизм в качестве своей официальной религии.
Годы | События |
---|---|
1744 | Заключение союза между Мухаммадом ибн абд аль-ваххабом и Мухаммадом Аль-Саудом |
1871 | Династия Саудов выигрывает гражданскую войну и устанавливает свое правление в Саудовской Аравии |
1932 | Образование Саудовской Аравии- первого государства, официальной религией которого становится ваххабизм |
1979 | Протесты и беспорядки, разжигаемые радикалами, приводят к оккупации Мекки властями. Это становится сигналом для увеличения влияния исламского фундаментализма в мире. |
После создания Саудовской Аравии, ваххабизм стал тесно связанным с политикой и правлением этого государства. Он стал неотъемлемой частью социальной, образовательной и правовой системы, а также культурного наследия страны. Саудовская Аравия активно пропагандировала ваххабизм и экспортировала его на другие территории, такие как Пакистан, Индонезия и другие страны, где стали появляться ваххабитские мечети и организации.
Распространение ваххабизма в мире
В настоящее время ваххабизм является официальной религией в Саудовской Аравии и благодаря своей финансовой мощи Саудовская Аравия активно финансирует ваххабитские пропагандистские и даква-исламские организации во многих странах мира.
Основные центры распространения ваххабизма за пределами Саудовской Аравии включают такие страны, как Кувейт, Катар, ОАЭ, Иордания, Египет, Ливия, Ливан и другие. В этих странах наблюдается активная деятельность ваххабитских пропагандистских и образовательных центров. Ваххабизм также оказывает влияние на исламскую сферу в странах СНГ и других регионах мира.
Ваххабизм обладает своими особенностями и принципами, включая строгое толкование Корана и Сунны, отрицание любых нововведений в исламском вероучении и ограничение прав и свобод схожих с ними исповедующих меньшинств. Распространение этого исламского течения в мире вызывает различные точки зрения и многочисленные дебаты среди мусульман и представителей других конфессий.
Главные страны, где признается ваххабизм
Саудовская Аравия: Родина и источник ваххабизма, Саудовская Аравия следует этому направлению ислама. Здесь находится Мекка и Медина, самые святые места для мусульман. Ваххабизм является государственной официальной религией и оказывает большое влияние на всю страну.
Кувейт: Ваххабизм также имеет сильное присутствие в Кувейте, где официальной религией является суннитский ислам. Многие люди почитают ваххабизм и следуют его учениям.
Катар: Катар является одной из стран Персидского залива, где ваххабизм также признан официальной религией. Хотя страна в настоящее время старается ослабить некоторые консервативные аспекты этого учения, ваххабизм все еще остается значимой религиозной силой.
ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты): Хотя ваххабизм не официально признан в ОАЭ, он имеет значительное влияние на правящие семьи и многих из обитателей страны.
Афганистан: Ваххабизм получил значительное распространение в Афганистане после Советской войны и установления талибанского режима в 1990-х годах. Однако, после свержения режима Талибан, ваххабизм не является официальной религией в стране.
Это некоторые из главных стран, где признается и следуется ваххабизму. Несмотря на свою силу в этих странах, религиозный ландшафт и политические факторы могут варьироваться в разных регионах и сообществах.
Основные принципы ваххабизма
Основными принципами ваххабизма являются:
- Монотеизм — вера в единого Бога, отрицание поклонения мертвым и посредникам перед Богом. Ваххабиты стремятся к чистому и истинному пониманию монотеизма, полностью отвергая все формы политеизма.
- Текстуальная интерпретация Корана — ваххабиты привержены буквальному толкованию священного Корана. Они стремятся полностью следовать указаниям и нормам, содержащимся в Коране, и отвергают любые формы добавления или искажения его содержания.
- Такфир — практика отрицания и проклятия всех, кто отклоняется от официального ваххабитского учения. Ваххабиты считают, что они являются единственной истинной формой ислама, и отвергают другие течения и их последователей как еретиков.
- Джихад — священная борьба, направленная на защиту и распространение ислама. Ваххабиты признают необходимость джихада для утверждения своего учения и борьбы с «неверными». Однако, эта концепция ваххабизма имеет различные интерпретации и вызывает споры даже среди мусульманских ученых.
Основные принципы ваххабизма отличают его от других течений ислама и потенциально могут вызывать споры среди мусульманского сообщества. Ваххабизм официально признается государствами, такими как Саудовская Аравия и Катар, однако его распространение и влияние можно наблюдать также в других регионах, особенно в Чечне, Сомали, Йемене и Афганистане.
Влияние ваххабизма на мусульманский мир
Одним из ключевых аспектов влияния ваххабизма является распространение видения ислама, основанного на их интерпретации Корана и сунны пророка Мухаммада. Ваххабитский ислам придерживается консервативных и строгих взглядов, отвергает множество традиционных практик и обычаев, принимаемых другими направлениями ислама.
Одно из важнейших последствий влияния ваххабизма на мусульманский мир – появление салфийского движения. Салфийцы стремятся восстановить первоначальное исламское сообщество, часто выполняя деятельность проповедников, призывая к возвращению к основополагающим принципам исторического ислама.
Ваххабизм оказывает влияние и на политические процессы в ряде мусульманских стран, таких как Саудовская Аравия, Катар и другие. В этих странах ваххабиты часто играют значительную роль в формировании и оказании поддержки религиозных и политических лидеров, а также в разработке и реализации законодательства, основанного на шариате.
Культурное влияние ваххабизма также заметно в мусульманском мире. Ваххабиты придерживаются строгого образа жизни, отвергая развлечения, музыку и изображения. Это служит драйвером для появления консервативной культуры в мусульманских обществах, а также нарушает традиционные формы исламского искусства и архитектуры.
Влияние ваххабизма на мусульманский мир: | Проявления: |
---|---|
Распространение консервативного ислама | Интерпретация Корана и сунны |
Появление салфийского движения | Цель восстановления первоначального ислама |
Политическое влияние | Роль в формировании законодательства |
Культурное влияние | Служит драйвером для консервативной культуры |