Парфенон — античный храм, являющийся одной из главных достопримечательностей эллинистического архитектурного искусства. Он был построен в честь и в поклонение греческой богине мудрости и военной стратегии, Афине Партенос. Парфенон расположен на Акрополе, в городе Афины, и считается одним из символов древнегреческой культуры и искусства.
Строительство Парфенона началось в 447 году до н.э. и продолжалось более десяти лет. Основным архитектором проекта был Фидий, а строительными материалами служили мрамор и элейская известняковая порода. Мраморные фрагменты Парфенона изготовили в студии Фидия на Акрополе и транспортировали на стройплощадку при помощи специальных кранов, что было величайшим достижением архитектурной инженерии того времени.
Парфенон является примером идеального дорийского стиля архитектуры. Он состоит из различных частей, таких как фронтон, стилибаты, пристенных колонн и метоп. Фронтоны, украшенные барельефными изображениями, изображают мифологические сцены, связанные с покровителем храма — богиней Афиной. Всего в Парфеноне находилось 92 метопы, каждая из которых также была украшена барельефами, отражающими греческую мифологию.
Парфенон известен не только своим прекрасным дизайном и глубоким смыслом, но и своей историей. В течение веков храм использовался различными государствами и религиозными группами, а также был подвергнут численным разрушениям и попыткам реставрации. В настоящее время Парфенон является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и приметителен для миллионов туристов каждый год.
История строительства Парфенона
Строительство Парфенона началось в 447 году до н.э. и продолжалось до 438 года до н.э. Этот величественный древнегреческий храм был построен на Акрополе в городе Афины, в честь богини мудрости Афины.
Работы по строительству Парфенона велись под руководством архитекторов Калликрата и Иктинии. Зодчие использовали дорийский порядок в архитектуре храма, что делало его по-настоящему уникальным. Храм был построен из мрамора из карьеров Мондараки, которые находились на полуострове Пентеликон, недалеко от самого города.
Строительство Парфенона продолжалось около 9 лет. В этот период было задействовано значительное количество мастеров, скульпторов и строителей. Работы велись с помощью простых инструментов и техник, доступных в то время.
Важно отметить, что Парфенон был в основном храмом, в котором находился огромный статуи Афины Парфенос, созданная Фидием. Храм также служил местом проведения религиозных обрядов и празднеств в честь Афины. Это было единственное назначение Парфенона, так как в городе уже было несколько других храмов, посвященных богам Олимпа.
Архитектура и стиль здания
Парфенон являет собой величественное и изящное здание, которое выдержано в дорическом стиле. Он был построен из белого мрамора и имел простую, но величественную форму.
Здание имеет прямоугольную планировку и состоит из главного храмового помещения – наоса, а также его пристенков – птеронов. Фасад здания украшают дорические колонны, расположенные вдоль всех его сторон.
Особенностью архитектуры Парфенона являются заметные искривления линий фасада, которые позволяли создать иллюзию идеального визуального восприятия здания. Такая техника строительства называется энтазис.
Интересной особенностью Парфенона является наклон крыши, который добавляет зданию грациозности и взводит его в воздух. Такой элемент, характерный для дорического стиля, придает зданию еще большую гармонию и привлекательность.
Архитектурный стиль Парфенона стал образцом классической греческой архитектуры и оказал значительное влияние на развитие европейской и неоклассической архитектуры в последующие века.
Скульптурная декорация Парфенона
Фронтон – это треугольное пространство на оконечной стене храма, над портиком. Фронтон декорирован скульптурной композицией, которая изображает мифологические сцены или героические подвиги. На фронтоне западной стороны Парфенона можно увидеть «Олимпийцы» – выдающуюся скульптурную работу, изображающую свадьбу Пелея и Фетиды. На восточном фронтоне расположена композиция «Восточные племена» – сцена борьбы греков с амазонками.
Метопы – это квадратные элементы, размещенные между триглифами на фризе. Всего на Парфеноне было установлено 92 метопы с скульптурными изображениями. Большая часть метоп оставалась пустой, но те, что заполнены, иллюстрировали мифологические и героические сцены. На северной стороне храма метопы изображали древнегреческие битвы, на западной – амазонок и центавров. Южные метопы посвящены борьбе героев с циклопами, а восточные – сценам из мифологии и истории.
Педименты – это треугольные орнаменты, находящиеся на передней и задней частях храма. Они также декорированы высококачественными скульптурными композициями. На педименте восточной стороны Парфенона изображены «Разделение сна» – сцена, в которой змея и великан Порфирей пытаются украсть сон у богини, а на западном педименте можно увидеть «Спор между Посейдоном и Афиной» – одну из самых известных скульптурных композиций эпохи древней Греции.
Значение Парфенона для афинского общества
Парфенон, величественный храм, воздвигнутый в честь афинской богини Афины, имел глубокое значение для афинского общества. Он был символом мощи, красоты и культуры древней Афины.
Парфенон служил центром религиозной и культурной жизни города-государства. Богиня Афина считалась покровительницей города и его обитателей, поэтому Парфенон стал местом, где проводились разнообразные культовые обряды и церемонии. Здесь жители Афин молились Афине, приносили жертвы и устраивали торжественные празднества.
Парфенон также имел огромное искусствоведческое и историческое значение. Архитектурный стиль храма – дорический – стал эталоном для множества других сооружений в Греции и Европе. Уникальные скульптуры, фрески и рельефы, находившиеся внутри храма, являлись произведениями мастерства афинских скульпторов и художников, отражали идеалы и культуру древних греков.
Парфенон был также светским зданием, в котором хранились важные государственные документы и сокровища, а также служил местом для проведения собраний и судов. Это было место, где афинская демократия принимала важные решения и оглашала свои законы.
Парфенон отражал величие афинского общества и его самосознание как центра древнегреческой цивилизации. Он считался одним из самых значимых и красивых сооружений того времени и до сих пор является символом Афин и всей Греции.
Уничтожение и реставрация Парфенона
Парфенон, величественный храм, посвященный афинской богине Афине, испытал множество испытаний на протяжении своей долгой истории. Одним из самых разрушительных событий было взрывное уничтожение, произошедшее в 1687 году во время Османской осады Афин.
Во время войны Венеции против Османской империи, турецкие войска использовали Парфенон как склад боеприпасов. К сожалению, вражеская артиллерия попала в храм, что привело к взрыву и разрушению значительной части сооружения. Многие статуи, метопы и фрезы были повреждены или уничтожены.
В последующие годы Парфенон страдал от неблагоприятного климата и небрежного отношения. Из-за этого частично разрушенные статуи были успешно сняты с храма Британской экспедицией, возглавляемой лордом Элгином, и позже приобретены Британским музеем. Однако множество фрагментов, включая метопы и фрезы, так и остались на месте.
С 1975 года началась омония, или процесс реставрации Парфенона. Было решено восстановить храм и сохранить его культурное наследие для будущих поколений. Этот проект включал реставрацию разрушенных частей и воссоздание множества изначальных элементов Парфенона.
Специальные команды археологов, архитекторов и консерваторов работали на протяжении десятилетий, чтобы восстановить Пронызу и Эрехтею, две из шести колоссальных статуй, охраняющих вход в храм. Также была проведена реставрация фрез и метоп, воссоздавая древние сцены и скульптуры, изображающие богиню Афину и битвы афинян.
Реставрация Парфенона продолжается и на сегодняшний день. Этот уникальный подвиг инженерного искусства продолжает привлекать туристов со всего мира, чтобы они насладились восстановленным величием этого древнего храма и его историей.