Психолого-педагогическая классификация нарушений речи: группы и подразделения

В психолого-педагогической практике широко изучаются и классифицируются различные нарушения речи, которые могут возникать у детей на разных этапах их развития. Нарушения речи могут быть связаны со словарным запасом, грамматикой, артикуляцией и энергетикой речи, а также причинами, вызывающими эти нарушения.

Одна из основных классификаций нарушений речи основана на их происхождении. В этой классификации выделяются две группы: ранние и приобретенные нарушения речи. Ранние нарушения речи обычно проявляются у детей в раннем возрасте, до начала обучения в школе. Они могут быть вызваны физиологическими особенностями развития ребенка, нарушениями работы речевого аппарата или общими нарушениями развития ребенка. Приобретенные нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте и обусловлены различными причинами, такими как травма, нейрологические заболевания или психологические проблемы.

Вторая классификация нарушений речи базируется на форме проявления нарушений. В этой классификации выделяются такие виды нарушений как дизлатия, ретардация, дислексия и дисграфия. Дизлатия — это нарушение произношения звуков, которое может быть вызвано неправильной работой голосового аппарата. Ретардация — это задержка в развитии речи, которая часто проявляется у детей с общими нарушениями развития. Дислексия — это нарушение чтения, а дисграфия — нарушение письма.

Примечание: Классификация нарушений речи в психолого-педагогической практике служит важной основой для определения стратегий и методов коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими от таких нарушений. Индивидуальный подход к каждому ребенку и правильная диагностика нарушений речи позволяют эффективно помочь детям в их развитии и обучении.

Органические нарушения речи

К органическим нарушениям речи относятся афазия, дизартрия, аграмматизм и другие нарушения, возникающие вследствие различных форм церебрального поражения. За каждым из этих нарушений речи закреплены определенные клинико-анатомические особенности, диагностические критерии и пути реабилитации.

Афазия — нарушение грамматической и смысловой сторон речи вследствие поражения центральных областей головного мозга, отвечающих за речевую функцию. В зависимости от локализации повреждения выделяют бродмановские типы афазии: броковскую афазию, вентральную постериорную афазию, амнестическую афазию и другие.

Дизартрия — нарушение артикуляционной стороны речи, вызванное поражением моторных структур головного мозга или нервно-мышечной системы речи. Дизартрия проявляется в нарушении произношения звуков, их замене или деформации, нарушении ритма и темпа речи.

Аграмматизм — нарушение грамматической стороны речи, характеризующееся нарушением порядка слов, нарушением использования спряжений и склонений, а также синтаксических конструкций. Аграмматизм может быть следствием локализованных поражений головного мозга или общего нарушения речевой деятельности.

Функциональные нарушения речи

В данной категории выделяют следующие типы функциональных нарушений:

ТипОписание
ДизартрияРечевое нарушение, связанное с ослаблением мышечного тонуса речевых органов. Характеризуется нечетким и неразборчивым произношением звуков.
РинолалияЯвление, при котором произношение звуков становится носовым или звучит с неправильным резонансом.
СтафилолалияОтклонение в артикуляции, при котором звуки произносятся слишком тихо или с высокой носовой натяжкой речевых органов.
Фонетические нарушенияНеправильное произношение звуков, вызванное нарушением механизмов образования звуковой struktury слова.
Фонематические нарушенияРечевые ошибки, связанные с неправильным использованием звуков в словах, что может приводить к непониманию или искажению значения слова.
НеграмотностьОтсутствие или недостаточные навыки грамотного чтения и письма.

При обнаружении функциональных нарушений речи важно провести комплексное психолого-педагогическое и медицинское обследование, чтобы определить источник проблемы и выбрать оптимальные методы коррекции и лечения.

Артикуляционные нарушения речи

Основными причинами артикуляционных нарушений речи могут быть нарушения в структуре или функционировании органов речи, отклонения в развитии нервной системы, психологические факторы и нарушения слуха. Эти факторы могут оказывать влияние на правильное произношение звуков, что делает речь неразборчивой и понимание ее трудным для окружающих.

Виды артикуляционных нарушений речи могут быть разнообразными. Один из распространенных типов нарушений — дизартрия, которая характеризуется общей неразборчивостью речи и затрудненным контролем над двигательными процессами артикуляции. Еще одним типом нарушений является логоневроз, при котором происходит искажение или замена звуков при образовании слов.

Для успешной коррекции артикуляционных нарушений речи важно проводить систематическое и комплексное логопедическое воздействие на детей. Оно включает в себя упражнения и игры по развитию артикуляционного аппарата, тренировки правильного произношения звуков, а также работу над формированием правильных интонаций и речевых навыков.

Фонематические нарушения речи

Фонематические нарушения речи обусловлены различными причинами, включая нарушения слухового восприятия звуков, несформированность артикуляционного аппарата, нарушения слухового внимания и памяти, задержку психического развития и другие факторы.

В зависимости от характера и степени выраженности фонематических нарушений речи, можно выделить следующие формы:

  • Заменa звуков – дети могут заменять один звук другим, например, заменять звук [с] на [ш], что приводит к искажению значений слов.
  • Опущение звуков – дети могут пропускать звуки в словах, например, говорить «авк» вместо «авокадо».
  • Искажение звуков – дети могут искажать звуки при их произношении, например, произносить звук [р] как [л].
  • Неправильное распределение звуков – дети могут использовать звуки неправильно внутри слов, например, говорить «ковида» вместо «корова».

Для коррекции и лечения фонематических нарушений речи используются различные методы и подходы, включая фонетическую гимнастику, развитие слухового восприятия, работу над произношением звуков и упражнениями на формирование звуковой структуры слов.

Синтаксические нарушения речи

Одним из наиболее распространенных синтаксических нарушений является ошибка в порядке слов в предложении. Например, деформация словосочетания «синий глаз» в «глаз синий».

Также синтаксическими нарушениями могут быть использование неправильных грамматических форм, например, неправильного склонения существительных.

Другой тип синтаксического нарушения — неверное построение сложного предложения. Это может быть неправильное использование союзов, нарушение согласования между подлежащим и сказуемым, неправильная расстановка запятых.

Синтаксические нарушения речи могут влиять на понимание высказывания и приводить к недостаточной ясности и точности передачи мысли.

При работе с детьми синтаксическим нарушениям в речи уделяется особое внимание, так как они могут негативно влиять на развитие речи и общение ребенка.

Лексические нарушения речи

Дети с лексическими нарушениями речи могут испытывать затруднения с пониманием или неправильным использованием сложных и абстрактных слов, названий предметов или понятий. Они могут иметь ограниченный словарный запас или проблемы с выбором подходящей лексической единицы для передачи своих мыслей и идей.

Лексические нарушения речи могут привести к трудностям в общении, затрудненному восприятию устной и письменной речи, а также пониманию текстов и заданий. Они могут оказывать негативное влияние на успеваемость ребенка в школе и его социальную адаптацию.

При работе с детьми с лексическими нарушениями речи важно проводить специальные занятия, направленные на расширение словарного запаса, тренировку правильного использования слов и синонимов, а также на развитие навыков самоконтроля и самокоррекции речевой деятельности.

Семантические нарушения речи

Семантические нарушения могут включать различные формы проявления, такие как:

1.Лексические нарушения — неправильное использование слова или неправильное понимание его значения. Например, ребенок может называть пылесос «молоток», так как не знает правильного названия или не понимает его значения.
2.Семантические парафазии — замена слова на похожее по звучанию или значению слово. Например, ребенок может назвать кошку «собакой» или «лягушкой».
3.Нарушения семантической классификации — затруднения в правильной классификации и разделении слов по смыслу. Например, ребенок может не понимать, что все ягоды относятся к группе плодов и называть клубнику «фруктом».

Семантические нарушения речи могут быть вызваны различными причинами, включая нарушения восприятия, когнитивные или интеллектуальные нарушения, а также недостаточную лексическую базу и знание мира. Для исправления семантических нарушений речи используются специальные методики и тренировки, которые помогают улучшить понимание и использование слов и их значений.

Оцените статью
tsaristrussia.ru