Организация Объединенных Наций (ООН) является одной из самых влиятельных и авторитетных международных организаций, и в ее работе играет важную роль система голосования. Одной из особенностей этой системы является присутствие права вето, которое обладает пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН.
США, Великобритания, Франция, Китай и Россия — эти страны имеют привилегию одним голосом блокировать любое решение, которое считают неблагоприятным. Право вето значительно влияет на принятие решений Совета Безопасности, ведь даже если все остальные 14 членов проголосуют «за», решение не может быть принято без поддержки пятью постоянными членами Совбеза.
Условия применения права вето
Право вето может быть применено в двух случаях: вопросы, относящиеся к «необходимости поддержания международного мира и безопасности», и вопросы, относящиеся к «международной безопасности, фрикции, назревшим конфликтам и нарушениями мира».
Однако, право вето может быть использовано и произвольно, не обязательно должно быть нарушение мирового порядка или наличие кризиса. Это делает его потенциально опасным инструментом политического давления и блокирования решений, которые могли бы быть важными для решения конфликтов и установления мирового порядка.
Право вето в ООН: список стран и условия применения
Однако, применение права вето также вызывает определенные проблемы и критику. Часто страны, не являющиеся постоянными членами Совета Безопасности, выражают недовольство по поводу возможности одной страны блокировать принятие решений, когда речь идет о глобальных вопросах и международной безопасности. Кроме того, некоторые обвиняют постоянных членов Совета Безопасности в использовании права вето в своих собственных интересах, а не в интересах самой ООН.
Перед применением права вето, страна должна быть постоянным членом Совета Безопасности и иметь полномочия решать вопросы,
связанные с международной безопасностью и миром
. Процесс применения права вето предусматривает голосование по решению. Если хотя бы одна из пяти стран-владелиц права вето проголосует «против», решение не будет принято.
Важно отметить, что право вето не применяется вопросам, связанным с процедурой работы Совета Безопасности (например, назначения генерального секретаря ООН или изменения правил голосования). Оно может быть использовано только при решении конкретных политических и безопасностных вопросов, подлежащих голосованию в Совете.
Право вето в ООН функционирует с 1945 года и было введено с целью обеспечения равновесия интересов между большими мировыми державами и сохранения мира и безопасности в международных отношениях.
Что такое право вето в ООН
Сейчас постоянными членами СБ ООН являются пять стран: Китай, Россия, США, Франция и Великобритания. Именно эти страны смогут использовать право вето, если им это понадобится.
Право вето предоставляется постоянным членам СБ ООН на основании статьи 27 Устава ООН. Согласно этой статье, все решения СБ ООН должны быть приняты единогласно. Другими словами, если хотя бы одна из постоянных членов СБ ООН против, то принятие решения невозможно.
Право вето является инструментом, который позволяет постоянным членам СБ ООН защищать свои интересы и предотвращать принятие решений, которые они считают неприемлемыми. Однако, нередко использование права вето вызывает критику и споры, так как это может приводить к затруднениям в решении конфликтов и глобальных проблем.
Какие страны имеют право вето в ООН
Право вето в Организации Объединенных Наций (ООН) имеют пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, а именно:
США – Соединенные Штаты Америки являются одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето.
Россия – Российская Федерация также является постоянным членом Совета Безопасности ООН и имеет право вето.
Китай – Китай – это третья страна, обладающая правом вето в Совете Безопасности ООН.
Франция – Французская Республика также является постоянным членом ООН с правом вето.
Великобритания – Соединенное Королевство Великобритания и Северной Ирландии имеет право вето в ООН тоже.
Помимо пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, остальные страны, включая не постоянных членов Совета, не имеют права вето и принимают решения путем голосования.
Обратите внимание, что каждый постоянный член Совета Безопасности ООН может применять право вето для блокировки любого решения, в том числе и тех, которые имеют всеобщую поддержку остальных членов ООН.
Условия применения права вето
Право вето в ООН может быть применено, если постоянный член Совета Безопасности (СБ) считает, что решение вредит его национальным интересам или нарушает принципы Хартли.
Право вето может быть использовано только в отношении существенных вопросов и в случаях, когда противоречие между членами СБ невозможно урегулировать дипломатическими средствами.
Постоянный член СБ может также использовать право вето в случае, если он считает, что действия Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета или Международного Суда нарушают его полномочия.
Право вето может быть применено как на этапе голосования над резолюцией, так и на этапе её принятия. Однако, применение права вето на этапе голосования редкое явление в практике СБ, поскольку члены СБ обычно стремятся к согласованным решениям.
Спорные вопросы и критика права вето
Критики права вето считают, что оно нарушает принцип равенства и справедливости в принятии международных решений, а также блокирует прогресс в решении крупномасштабных глобальных проблем. Сторонники реформы Совета Безопасности предлагают ограничить или полностью отменить право вето, чтобы увеличить эффективность работы ООН и устранить возможность злоупотребления этим правом.
Самым знаменитым примером злоупотребления правом вето считают случай конфликта в Сирии, где Россия использовала свое право вето множество раз, чтобы препятствовать принятию резолюций, направленных на осуждение нарушений прав человека и установление международного режима закона.
Кроме того, некоторые критики утверждают, что право вето придаёт постоянным членам Совета Безопасности чрезмерную власть и позволяет им использовать это право в своих собственных интересах, даже если они не являются представителями большинства государств. Это ведет к неравновесию и подрывает легитимность и авторитет ООН.
Необходимость реформы права вето обсуждается уже долгое время. Существуют различные предложения, предлагающие внести изменения в систему права вето, чтобы сделать ее более справедливой и эффективной. Однако, до сих пор все эти попытки не принесли значимого результата, и право вето продолжает вызывать серьезные споры и критику со стороны мирового сообщества.
Возможные изменения в праве вето
Долгое время право вето в ООН считалось одним из ключевых институтов, обеспечивающих равновесие сил в международных отношениях. Однако недавнее возрастание критики и просьбы о реформе структуры ООН привело к рассмотрению возможных изменений в праве вето.
Одним из предложений по изменению права вето является его ограничение в случае массовых нарушений прав человека. Предлагается, чтобы право вето не применялось в ситуациях, когда одна или несколько стран систематически нарушают основные принципы и ценности ООН.
Другая идея заключается в расширении численности постоянных членов Совета Безопасности. Сейчас в Совете Безопасности 5 постоянных членов с правом вето, что не отражает современную геополитическую реальность и подливает масла в огонь критике неравенства и несправедливости в международных отношениях. По мнению приверженцев этой идеи, добавление новых постоянных членов может уменьшить вероятность злоупотребления правом вето.
Также были предложения о лимитировании применения права вето в конкретных ситуациях, таких как гуманитарные кризисы или вооруженные конфликты. Предлагается, чтобы право вето не применялось в случаях, когда жизни людей под угрозой и требуется немедленное разрешение конфликта или оказание гуманитарной помощи.
Вопрос об изменении права вето чрезвычайно сложный и спорный. Он требует общественного обсуждения и взвешенного подхода со стороны государств-членов ООН. Конечное решение может повлиять на баланс сил в международной системе, и поэтому предлагаемые изменения должны быть основаны на широком консенсусе и учитывать интересы всех стран-участниц мирового сообщества.