Основные способы образования глаголов

Глаголы – это основные слова в предложении, которые указывают на действия, происходящие в различных временных формах. Их образование связано с определенными правилами и способами. В русском языке существуют несколько основных способов образования глаголов.

Одним из основных способов образования глаголов является приставка. Приставка — это часть слова, которая ставится перед корнем и изменяет его значение. Например, приставка «по-» в слове «поворачивать» указывает на действие, происходящее в определенном направлении.

Примеры глаголов с приставкой:

— писать — написать

— читать — прочитать

— ходить — пойти

Еще одним способом образования глаголов является суффиксация. Суффикс — это часть слова, которая ставится после корня и также изменяет его значение. Например, суффикс «-ну-» в слове «скакнуть» указывает на однократное действие.

Примеры глаголов с суффиксом:

— говорить — сказать

— играть — поиграть

— гулять — погулять

Другим способом образования глаголов является изменение окончания. Окончание — это часть слова, которая изменяется в зависимости от лица, числа и времени. Например, в глаголе «люблю» окончание «-ю» указывает на первое лицо единственного числа настоящего времени.

Примеры глаголов с измененным окончанием:

— играть — играю

— петь — пою

— рисовать — рисую

Таким образом, глаголы образуются с использованием приставок, суффиксов или изменениями окончания. Эти способы позволяют создавать новые слова с различными значениями и оттенками.

Способы образования глаголов

Глаголы в русском языке могут образовываться разными способами. Рассмотрим основные из них:

Способ образованияПримеры
Приставкаписать — написать, вести — провести
Суффиксговорить — говориться, плавать — плавить
Приставка + суффиксрисовать — нарисовать, читать — прочитать
Отглагольное существительноеработать — работник, рыбачить — рыбак
Прилагательноеприготовиться — готовиться
Наречиебежать — бежать быстро
Существительноевоздух — воздушный, лес — лесной

Правила образования глаголов могут быть достаточно сложными и многозначными. Иногда у глагола можно найти несколько форм, образованных по-разному, с немного разными значениями. При изучении глаголов необходимо уделять внимание их изменениям по временам, наклонениям, лицам и числам.

Префиксация, суффиксация и инфиксация

Образование глаголов может происходить с помощью трех основных способов: префиксации, суффиксации и инфиксации.

Префиксация – это добавление приставки к корню слова для образования нового глагола. Префикс может быть приставкой различного значения, которая меняет значение глагола.

Например:

  • Приставка «по-» образует глаголы, выражающие начало действия или изменение состояния: построить, появиться.
  • Приставка «за-» образует глаголы, выражающие завершенное действие: заработать, засмеяться.

Суффиксация – это добавление суффикса к корню слова для образования нового глагола. Суффикс может указывать на лицо, число, время и другие грамматические значения.

Например:

  • Суффикс «-ни-» образует глаголы, выражающие проявление действия: петь – петьни, кричать – кричатни.
  • Суффикс «-ыва-» образует глаголы, выражающие продолжительность действия: видеть – видывать, читать – читывать.

Инфиксация – это добавление инфикса (внутреннего аффикса) внутрь слова для образования нового глагола. Инфикс может изменять значение слова или указывать на новое грамматическое значение.

Например:

  • Инфикс «-и-» образует глаголы, выражающие смену действия: ходить – ходитьи, петь – петьи.
  • Инфикс «-ова-» образует глаголы, выражающие повторение действия: думать – думаовать, открывать – открываовать.

Использование префиксации, суффиксации и инфиксации позволяет образовывать разнообразные глаголы с различными значениями и грамматическими формами.

Приставочное образование

В русском языке существует множество приставок, которые могут использоваться для образования глаголов. Некоторые из них имеют фиксированное значение, например:

ПриставкаЗначение
пре-первоначальное действие, предварительный этап
вы-действие наверху, выбор
по-повторяющееся действие, совершение в процессе

Кроме того, существуют приставки, которые несут смысловую нагрузку в зависимости от контекста. Например:

ПриставкаВозможное значение
за-действие сзади, покрытие, охватывание
рас-разделение, распространение
ис-начало, внезапное действие

Приставки могут добавляться как к корню слова, так и к приставке или префиксу. Например:

  • пере- + играть = переиграть
  • вы- + делать = вы

    Суффиксальное образование

    Суффиксы могут быть различными: -ова-, -ева-, -ыва-, -ир-. Например:

    1. радоваться — добавление суффикса -ся к основе радо-;
    2. спешить — добавление суффикса -ть к основе спеш-;
    3. любить — добавление суффикса -ть к основе люби-.

    В результате суффиксального образования образуются новые глаголы с различными значениями. Например:

    • радоваться — проявлять радость;
    • спешить — делать что-то быстро и с большой активностью;
    • любить — испытывать нежные чувства.

    Суффиксальное образование является одним из самых продуктивных способов образования глаголов в русском языке и позволяет создавать множество новых слов.

    Дефектный и нерегулярный глагольный способы образования

    В русском языке существуют дефектные и нерегулярные глагольные формы, которые не подчиняются общим правилам образования глаголов.

    Дефектные глаголы — это глаголы, которые имеют неполное глагольное спряжение. Они могут отсутствовать в некоторых временных формах или лицо-числовых формах. Например, глаголы «надо», «нужно», «надлежать» — это дефектные глаголы, так как они не спрягаются во всех временных формах и не имеют лицо-числовых форм.

    Нерегулярные глаголы — это глаголы, которые имеют особенности в своем спряжении и не подчиняются общим правилам. Например, глаголы «быть», «идти», «есть» — это нерегулярные глаголы, так как они имеют особые формы в разных временах и не соответствуют общим правилам образования глаголов.

    • Дефектные глаголы: «надо», «нужно», «надлежать».
    • Нерегулярные глаголы: «быть», «идти», «есть».
Оцените статью
tsaristrussia.ru