Курортный сбор — один из способов финансирования развития туризма в курортных зонах. Он взимается с отдыхающих и предприятий, осуществляющих деятельность в этих зонах. Вопрос о том, каким образом вводить и взимать курортный сбор, становится все более актуальным. Существуют две основные модели: прямой и косвенный налог.
Прямой налог предполагает установление фиксированной суммы платежа с каждого туриста, вне зависимости от его возможностей и количества пребывания на курорте. Такая модель позволяет оперативно формировать бюджет и направлять средства на развитие инфраструктуры, предоставление качественных услуг и поддержку социальных программ. Кроме того, прямой налог стимулирует развитие туристической индустрии и привлечение новых инвестиций, так как прозрачно формирует доходы и облагает их налогом.
Косвенный налог, в свою очередь, взимается через увеличение цены на туристические услуги и товары в курортных зонах. Он не прописывается как отдельная позиция в чеке и не имеет прямого учета. Такая модель обладает своими преимуществами — она позволяет снизить нагрузку на туристов в начальный период при вводе сбора и упростить его учет. Кроме того, косвенный налог не требует дополнительных административных затрат и осуществляется через уже существующую систему налоговых платежей.
Обе модели имеют свои плюсы и минусы, и выбор между ними зависит от конкретных обстоятельств и особенностей каждой туристической зоны. Однако, несмотря на различия, основной целью курортного сбора в любом формате является улучшение условий отдыха и привлечение большего числа туристов.
Суть и назначение курортного сбора
Средства, полученные от взимания курортного сбора, направляются на восстановление, развитие и обновление инфраструктуры курортного города или региона. Это может включать реконструкцию и строительство гостиниц, санаториев, туристических объектов, улучшение пляжей, спортивных площадок, парков и других общественных мест.
Также курортный сбор может использоваться для поддержки культурных и спортивных мероприятий, организации развлекательных программ и фестивалей, а также для проведения мер по сохранению окружающей среды и чистоты курортного региона.
Курортный сбор может быть прямым или косвенным. Прямая форма предполагает взимание сбора непосредственно с туриста при заезде в отель или проживании на курорте. Косвенная форма предполагает включение сбора в стоимость билетов, путевок и других услуг, связанных с туристическим отдыхом.
Преимущества и недостатки прямого налога
Преимущества прямого налога:
- Прозрачность — прямой налог является ясным и прозрачным для налогоплательщика, так как сумма налога указывается явно;
- Прогрессивность — прямой налог позволяет установить разные ставки для разных категорий налогоплательщиков в зависимости от доходов, что способствует более справедливому распределению налоговой нагрузки;
- Эффективность сбора — прямой налог позволяет осуществлять эффективный контроль за соблюдением налоговых обязательств налогоплательщиков;
- Устойчивость до экономических кризисов — прямой налог обеспечивает стабильный и предсказуемый доход для государства, что особенно важно в периоды экономической нестабильности.
Недостатки прямого налога:
- Высокая ставка — прямой налог может иметь высокие ставки, что может отпугивать инвесторов и предпринимателей;
- Негативное влияние на экономическую активность — высокие ставки прямого налога могут снизить мотивацию к работе и предпринимательству, повлиять на экономическую активность и инвестиционную привлекательность страны;
- Несправедливость — прямой налог может быть справедливым в плане прогрессивности ставок, однако он не учитывает индивидуальные особенности налогоплательщиков и может быть неравномерно распределен;
- Сложность расчетов — прямой налог может быть сложным в расчете, особенно для налогоплательщиков с нестандартными доходами или пассивным доходом.