Жан Пиаже, швейцарский психолог и педагог, известен своей теорией когнитивного развития детей. По его мнению, детские высказывания можно разделить на две основные группы.
Первая группа высказываний – это личностные утверждения. Дети, принадлежащие к этой группе, говорят о себе, своих чувствах и предпочтениях. Они умеют описывать себя, свой характер и свои интересы. Эти высказывания могут быть положительными или отрицательными, и они помогают ребенку лучше понять себя и оценить свои сильные и слабые стороны.
Вторая группа высказываний – это операции над предметами и событиями. Дети из этой группы говорят о вещах, с которыми они взаимодействуют, о своих действиях и наблюдениях. Они умеют описывать свои действия, объяснять, почему что-то происходит, и делать выводы на основе своих наблюдений. Эти высказывания помогают ребенку развивать логическое мышление и анализировать окружающий мир.
Таким образом, разделение детских высказываний на личностные утверждения и операции над предметами и событиями помогает понять, как дети развивают свои познавательные способности и строят свое представление о мире. Каждая из этих групп высказываний играет важную роль в формировании ребенка как личности и помогает ему стать активным участником общества.
Типы детских высказываний по Ж. Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже разделяет детские высказывания на две группы:
1. Эгоцентрические высказывания. Дети в эгоцентрическом периоде развития склонны считать, что другие люди видят и понимают мир так же, как они сами. Они описывают свои восприятия и опыт, не учитывая точку зрения других.
2. Социальные высказывания. По мере развития детей они начинают учитывать мнение других людей и описывать события с учетом этих мнений. Социальные высказывания позволяют детям взаимодействовать с окружающими и строить отношения с другими людьми.
Высказывания о реальных предметах
Дети, находящиеся в этой стадии развития, представляют свои мысли о реальных предметах вокруг них. Они могут описывать цвет, форму, размер и другие характеристики предметов. Также они могут рассказывать о том, как они используют предметы в повседневной жизни или игре. В этой стадии развития дети не могут понять абстрактные понятия и выражать абстрактные идеи.
Примеры высказываний о реальных предметах: |
---|
Моя кукла красная и мягкая. |
Я могу использовать ножку стула, чтобы достать вещи с высокой полки. |
У моего папы большая машина, которая может ехать очень быстро. |
Когда я играю в футбол, я использую мяч, чтобы забить гол. |
Эти высказывания показывают, что дети находятся в начальной стадии развития понимания предметов и их функций. Они еще не могут анализировать или рассуждать о более сложных аспектах окружающего мира, но активно наблюдают и описывают то, что видят вокруг себя.
Высказывания об отношениях между предметами
Эквивалентность:
Дети начинают понимать, что два предмета могут быть одинаковыми или эквивалентными в определенном аспекте. Например, ребенок может сказать: “Эта мяча большой, а та мяча маленький”.
Идентичность:
Дети осознают, что предметы могут быть тождественными или идентичными. Например, ребенок может сказать: “Эта машина такая же, как у папы”.
Вложенность:
Дети начинают понимать, что предметы могут быть вложенными друг в друга или иметь иерархическую структуру. Например, ребенок может сказать: “Кресло внутри комнаты”.
Противопоставление:
Дети понимают, что предметы могут быть противоположными или иметь противоположные характеристики. Например, ребенок может сказать: “Эта книга тяжелая, а та книга легкая”.
Пространственные отношения:
Дети начинают понимать, что предметы могут находиться друг относительно друга в определенном пространстве или могут иметь определенное местоположение. Например, ребенок может сказать: “Собака на стуле”.
Причинно-следственные отношения:
Дети осознают, что предметы могут быть связаны причинно-следственными отношениями. Например, ребенок может сказать: “Я плакал, потому что у меня была боль”.
Высказывания о действиях и событиях
- Я смогу накрыть столик для кукол
- Моя игрушечная машина быстро едет
- Вчера я пошел гулять на площадку
- Я умею рисовать круги
- Мама умеет плести косичку
- Моя собака бежит быстро
- На улице идет дождь
- Я видел, как птица летит в небе
- Я слышал, как звонок в школе звучит
- Мой папа готовит вкусный обед