Кодекс торгового мореплавания (КТМ) является международным нормативным документом, который регулирует судоходство и торгово-экономические отношения на море. Он устанавливает правила и стандарты, которым должны следовать суда и мореплаватели, чтобы обеспечить безопасность и эффективность международного морского транспорта.
Однако не все аспекты морских операций подпадают под юрисдикцию КТМ. В ряде ситуаций он не применяется и не регулирует соответствующие вопросы. Например, водные суда, которые не являются торговыми и не осуществляют транспортные перевозки, не подпадают под действие КТМ. Такие суда могут включать государственные и военные суда, а также пассажирские и различные специализированные суда.
Также следует отметить, что КТМ не распространяется на некоторые внутренние водные пути и озера, хотя они могут использоваться для торгово-экономического движения судов. Регулирование таких путей и озер осуществляется национальным законодательством каждой страны.
Помимо этого, КТМ не распространяется на вопросы гражданской ответственности за вред, причиняемый окружающей среде. Эта сфера регулируется другими международными соглашениями и конвенциями, такими как Международная конвенция об ответственности за ущерб от загрязнения нефтью и Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиняемый контейнерами.
Таким образом, Кодекс торгового мореплавания является важным инструментом, регулирующим международные морские операции. Однако он не применяется ко всем аспектам судоходства и не распространяется на некоторые конкретные ситуации, которые регулируются другими нормативными актами и законодательством каждой страны.
Что не включает в себя Кодекс торгового мореплавания
- Военные суда: КТМ не применяется к военным судам и операциям, связанным с обороной и безопасностью государства.
- Пиратство: КТМ не регулирует вопросы, связанные с пиратством и борьбой с ним, хотя суда в море должны быть осведомлены о районах с высоким риском пиратства и принимать меры безопасности.
- Открытые рыболовные суда: КТМ не обязывает открытые рыболовные суда соблюдать его правила, однако правила КТМ могут использоваться добровольно.
- Речной транспорт: КТМ применяется только к морскому транспорту и не регулирует речные суда и транспорт.
- Частные яхты: КТМ не распространяется на частные яхты, которые используются только для рекреационных целей и не заняты коммерческой деятельностью.
Таким образом, Кодекс торгового мореплавания является важным и всесторонним документом, но не охватывает все области мореплавания и существуют другие правовые документы и соглашения, которые регулируют эти вопросы.
Судебные вопросы
В морских судах не рассматриваются все судебные вопросы. Кодекс торгового мореплавания определяет определенные ограничения и исключения.
Судебные вопросы, которые морские суды не могут рассматривать, включают:
1. Гражданские исковые дела: морские суды не имеют юрисдикции над гражданскими исками, не относящимися к морским деяниям или имуществу, находящимся на судне. Такие дела должны быть рассмотрены в обычных судах.
2. Уголовные дела: к морской преступности относятся преступления, совершенные на море или в пределах его юрисдикции. Если преступление было совершено на суше, даже если его последствия затрагивают морскую среду или относятся к морским деяниям, оно должно быть рассмотрено в обычных судах.
3. Семейные споры: вопросы о разводе, алименты, определение опеки над детьми и другие семейные споры не подпадают под юрисдикцию морских судов, так как они не имеют непосредственного отношения к морским делам и морскому праву.
4. Трудовые споры: споры между работниками и работодателями, связанные с условиями труда или выплатой заработной платы, должны быть рассмотрены в соответствующих трудовых судах, а не в морских судах.
Однако, важно отметить, что морские суды имеют право рассматривать споры, связанные с морскими деяниями, морскими контрактами и морскими страховками. Такие споры могут быть решены в морских судах в соответствии с принципами и нормами морского права.
Финансовые и налоговые вопросы
Кодекс торгового мореплавания не распространяется на финансовые и налоговые вопросы, которые могут возникать в морских судах. Такие вопросы могут включать в себя расчеты по оплате услуг порта, тарифов на перевозку грузов или пассажиров, налогообложение доходов и прибыли, а также вопросы связанные с валютным контролем и обменом валюты.
Финансовые и налоговые вопросы регулируются национальными законодательствами страны, где зарегистрирован судовладелец или осуществляется перевозка груза или пассажиров. Каждая страна имеет свои требования и процедуры, касающиеся оплаты услуг порта, налогообложения и финансовой отчетности.
Регулирование международной торговли
Вопросы, связанные с организацией и проведением международных торговых сделок, включая заключение контрактов, оплату, поставку товаров и разрешение споров, регулируются другими международными договорами и правовыми актами.
Международные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международная торговая палата (ICC), имеют свои правила и нормативы, которые обеспечивают эффективное и справедливое функционирование мировой торговли.
Также, международная торговля подчиняется правилам и нормам, установленным в рамках каждой страны. Эти правила включают в себя требования к лицензированию, таможенному оформлению, стандартам качества и безопасности товаров и другим аспектам международного коммерческого обмена.
Поэтому, несмотря на важность кодекса торгового мореплавания, его сфера действия ограничена и не включает регулирование всех аспектов международной торговли.