Питирим Сорокин — выдающийся российско-американский социолог и культуролог, который внес значительный вклад в развитие социальных наук. Он разработал оригинальную систему классификации культур, которая до сих пор актуальна и используется в современной культурологии.
Основная идея классификации Сорокина заключается в том, что культуры могут быть разделены на три основных типа: идеалистические, материалистические и синтезирующие. Идеалистические культуры основаны на духовных ценностях, вере и религии. Материалистические культуры, напротив, основаны на материальных ценностях, таких как богатство и потребительский образ жизни. Синтезирующие культуры объединяют в себе элементы идеалистической и материалистической культур, стремясь найти баланс между духовностью и материализмом.
Классификация П. Сорокина имеет важные последствия для понимания и анализа различных культурных явлений. Она помогает выявлять особенности и специфику каждого типа культуры и объяснять причины различных социальных событий и процессов. Кроме того, она позволяет сравнивать и сопоставлять различные культуры между собой, а также предсказывать их будущий развитие на основе типа культурной ориентации.
Классификация П. Сорокина является важным научным достижением и внесла значительный вклад в развитие культурологии. Она предлагает новые подходы и инструменты для исследования и понимания культурных различий и сходств, а также помогает рассмотреть культуру в контексте глобализации и мировой культурной интеграции.
Основные идеи классификации П. Сорокина в культурологии
Сорокин разделяет культуры на четыре основных типа: идеалистический, идеалистическо-традиционный, идеалистическо-технический и сущностно-технический. Каждый тип культуры характеризуется определенными особенностями и доминирующими ценностями.
Идеалистический тип культуры отличается приоритетом духовных ценностей, установкой на религию, мистику, метафизику. Такая культура характерна для древних цивилизаций, восточных религий и философий.
Идеалистическо-традиционный тип культуры сочетает в себе идеалистические и традиционные составляющие. Он преобладает в культуре средневековья, с его укоренившимися традициями, религиозными верованиями и обычаями.
Идеалистическо-технический тип культуры характеризуется смещением акцентов в сторону научно-технического прогресса. Это тип культуры, зародившийся в эпоху Просвещения и широко распространившийся в современном обществе. В такой культуре ценность приобретают наука, техника, материальное достаток.
Сущностно-технический тип культуры представляет собой синтез традиционных и технических ценностей. Он проявляется в современном постиндустриальном обществе, где традиции сочетаются с высоким уровнем технологического развития.
Классификация П. Сорокина в культурологии имеет большое значение для изучения различных типов культур и понимания их эволюции. Она позволяет лучше понять особенности развития общества и влияние культурного контекста на формирование ценностей и идентичности народов и групп.
Исторический подход к классификации
В историческом подходе к классификации культуры П. Сорокин выделяет несколько основных аспектов, определяющих типы культурных формаций. Он рассматривает развитие культуры в исторической перспективе, исходя из того, что культура эволюционирует вместе с обществом.
Первый аспект классификации по историческому подходу – это применение статической и динамической типологии. Статическая типология отражает устойчивые, неизменные черты культуры, которые существуют на определенном историческом этапе. Динамическая типология, в свою очередь, отражает процессы эволюции и развития культурных формаций.
Второй аспект – это применение краеугольных понятий, таких как «цивилизация» и «культура», которые позволяют сопоставить различные типы и формации культуры и выделить общие закономерности в их развитии.
Третий аспект – это разделение культур на примитивные и сложные. Примитивные культуры характеризуются простотой и отсутствием сложных социальных организаций, в то время как сложные культуры связаны с развитием государственности, городской жизни и других признаков высокой социокультурной организации.
Исторический подход к классификации культуры П. Сорокина позволяет систематизировать различные типы культурных формаций и исследовать их эволюцию и развитие в исторической перспективе.
Географический аспект классификации
В культурологии П. Сорокин предложил классификацию, в основе которой лежит географический аспект. Данный аспект позволяет систематизировать культурные явления и процессы на основе их местоположения и связей с определенной территорией.
Сорокин выделяет следующие группы в рамках географической классификации:
1. Мировая культура – это культурные явления и процессы, распространенные по всей планете и объединяющие различные народы и регионы. Примерами такой культуры могут быть различные религии (христианство, ислам, буддизм) или мировые языки (английский, испанский).
2. Региональная культура – это культурные явления и процессы, характерные для определенных регионов и народов. Они формируются под влиянием особенностей климата, географического положения, истории и других факторов. Примерами региональной культуры могут быть культура Скандинавии, латиноамериканская культура или африканская культура.
3. Национальная культура – это культурные явления и процессы, характерные для определенной нации. Они формируются под влиянием особенностей истории, языка, религии, традиций и других факторов. Примерами национальной культуры могут быть русская культура, китайская культура или итальянская культура.
4. Локальная культура – это культурные явления и процессы, характерные для определенного города, поселка или деревни. Они формируются под влиянием особенностей местности, истории, традиций и других факторов. Примерами локальной культуры могут быть культура Парижа, Венеции или традиции определенного села.
Таким образом, географический аспект классификации П. Сорокина позволяет систематизировать и изучать различные культурные явления и процессы на основе их привязки к определенной географической области.
Семантическое разделение по типу культуры
П. Сорокин разделял культуры на два основных типа: материальную и духовную. Материальная культура представляет собой набор физических объектов, которые созданы человеком и отражают его потребности, технологический уровень и экономическую организацию общества. К ней относятся такие элементы, как архитектура, инженерия, мебель, одежда и другие материальные предметы.
Духовная культура, согласно П. Сорокину, состоит из нематериальных элементов, таких как язык, искусство, религия, философия и мировоззрение. Она отражает духовную и интеллектуальную жизнь общества, его ценности, нормы и убеждения. Духовная культура включает в себя символические, ритуальные и идеологические аспекты, которые формируются и передаются через поколения.
Оба типа культуры взаимосвязаны и влияют друг на друга. Материальная культура предоставляет физическую основу для существования и развития духовной культуры, а духовная культура вносит смысл и ценности в материальную культуру.
Классификация по социальной организации
В своей классификации П. Сорокин выделяет несколько типов социальной организации:
1. Культурно-ориентированная организация. Основана на принципах культуры и учете культурных ценностей во всех сферах жизни общества. Например, организация, целью которой является сохранение и продвижение традиций и исторического наследия.
2. Экономически-ориентированная организация. Ориентирована на достижение экономических целей и создание благосостояния для своих членов. Примером такой организации может быть предприятие, которое занимается производством и продажей товаров и услуг.
3. Политически-ориентированная организация. Основана на политических принципах и преследует цели, связанные с управлением обществом и властью. Примерами таких организаций могут быть политические партии и государственные учреждения.
4. Социально-ориентированная организация. Направлена на решение социальных проблем и улучшение качества жизни людей. Примером может служить благотворительная организация или общественная ассоциация, занимающаяся помощью нуждающимся.
Классификация по социальной организации вносит значительный вклад в понимание различных видов организаций и позволяет выявить основные принципы и цели, лежащие в их основе.
Психологический подход к классификации
П. Сорокин отмечал, что люди обладают разными типами личности, которые проявляются в их мировоззрении, поведении, ценностях и предпочтениях. Такие типы личности, согласно Сорокину, могут быть использованы для классификации культурных явлений.
В своих исследованиях П. Сорокин выделял, например, «сенсориков» — людей, ориентированных на восприятие с помощью органов чувств, «интеллектуалов» — людей, ориентированных на мышление и анализ, «инструменталистов» — людей, ориентированных на действия и достижение результатов и др. Он считал, что каждый тип личности имеет свои предпочтения в культуре и влияет на то, как они воспринимают, оценивают и создают культурные явления.
Таким образом, психологический подход к классификации культурных явлений, предложенный П. Сорокиным, позволяет учитывать различия в психологических особенностях людей и их влияние на культуру. Этот подход позволяет более глубоко понять и объяснить разнообразие культурных проявлений и их связь с личностными характеристиками.
Классификация по степени культурного развития
П. Сорокин разделяет людей на несколько групп в зависимости от их степени культурного развития. Он выделяет следующие категории:
Категория | Описание |
---|---|
Примитивные люди | Это люди, обладающие минимальным уровнем культуры. Они живут в племенах, ведут охотническо-собирательский образ жизни и не имеют развитых форм социальной организации. |
Традиционалисты | Данные люди характеризуются сохранением и передачей традиций. Они живут в сельской местности, занимаются сельским хозяйством и придерживаются установленных норм и обычаев. |
Модернизированные люди | Люди этой категории уже имеют определенные знания и навыки. Они проживают в городах, занимаются различными профессиями и участвуют в социально-политической жизни общества. |
Постмодернисты | Постмодернисты представляют собой высшую ступень культурного развития по классификации П. Сорокина. Они обладают широким кругозором, критическим мышлением и активно участвуют в общественно-культурной деятельности. |
Классификация разделена на четыре основных категории, каждая из которых представляет определенные характеристики и уровень культурного развития. П. Сорокин считает, что различия в культурных ценностях и образе жизни могут привести к социальным конфликтам и непониманию между категориями людей.