«Капитанская дочка» — это знаменитое произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое было написано в 1836 году. Оно стало одной из важнейших произведений русской литературы, и до сих пор оно прочно вошло в классический канон. Но что стоит в начале этой повести? Какой эпиграф выбрал Пушкин для своего произведения?
Эпиграф — это цитата или стихотворение, которым автор открывает свою книгу и которое помогает читателю понять главную идею произведения. В случае «Капитанской дочки» Пушкин выбрал эпиграф из повести В. Карамзина «Наталья, боярская дочка». Этот эпиграф гласит:
«…В эту пору один из наших бояр, Иван Иванович Петров, вернулся с посольского служения и заручился к приезжему англосаксу своим детищем, случаем бывшим в Москве…»
Этот эпиграф подчеркивает один из главных мотивов повести — противопоставление западных и русских ценностей, а также различия между дворянским и крепостническим строем общества. Он также намекает на события, связанные с переживаниями крестьян и дворянства в то время, что сыграли важную роль в сюжете произведения Пушкина.
Эпиграф «Капитанской дочки» является важной частью повести, которая помогает читателям понять главную идею произведения и контекст, в котором оно было написано. Он отражает тему различий между западными и русскими ценностями, а также фокусируется на проблемах крестьянства и дворянства в России XIX века. Этот эпиграф делает «Капитанскую дочку» еще более глубокой и значимой для нашего понимания русской литературы.
Эпиграф к повести «Капитанская дочка» Пушкина
«Всякий был рожден для своего дела, а я был рожден для оружия,
так нынешние молодцы рождаются, как нежные девицы, – для мужеложества.
Но коль понадобится, то и я ударю опушку кадетским ломом».
Этот эпиграф ставит главного героя повести, солдата Гринева, в противопоставление современным молодым людям, которые рождаются слабыми и неподготовленными к суровым испытаниям службы в родной армии.
Главный герой высказывает свою готовность к боевым действиям и призывает других молодых людей быть готовыми к защите родины, даже если они не рождены для этого.
Эпиграф также характеризует жесткость и упорство Гринева, его верность принципам и чувствам.
Обратите внимание на использование стилевых приемов, таких как сравнение и ирония, чтобы выделить противопоставление между Гриневым и современной молодежью.
Значение эпиграфа в литературе
Ключевое значение эпиграфа в литературе заключается в том, что он помогает читателю понять глубину и смысл произведения. Через эпиграф автор передает свои мысли, намерения, идеи, а порой даже и свое отношение к жизни или конкретному событию.
Эпиграф может иметь несколько функций:
- Раскрытие темы или идеи произведения.
- Подсказка читателю о ключевых мотивах и символах.
- Создание особой атмосферы или настроения.
- Установление контекста и связи с другими произведениями или текстами.
- Задание основного тона или жанра.
Эпиграфы могут быть взяты из различных источников: классической литературы, библейских текстов, фольклора, песен, документальных материалов и т.д. Они могут быть написаны самим автором или быть цитатой из другого произведения.
В итоге, эпиграф является важной частью литературного произведения, которая помогает читателю глубже проникнуть в его смысл и намерения автора.
Источник эпиграфа Пушкина
Эпиграф, предпосланный повести «Капитанская дочка» Пушкина, был взят из трагедии Вольтера «Танкред». В основу эпиграфа лег монолог из этой трагедии, где главный герой Танкред выражает свою мысль:
«Не пора ли нам, близнецы, взлететь?», – это слова, которыми Пушкин открыл свой роман. Они призывают читателя участвовать вдумчиво и активно в событиях повести и готовиться к взлету.
Таким образом, «Капитанская дочка» Пушкина начинается с отсылкой к Вольтеру и создает атмосферу непредсказуемости и приключений, в которой разворачивается история Онегина.
Причины выбора данного эпиграфа
Эпиграф, предпосланный повести «Капитанская дочка», был взят Пушкиным из поэмы «Александриада» А. К. Толстого. Было неслучайным решение поэта выбрать именно этот эпиграф для своей повести.
Первая причина выбора данного эпиграфа заключается в том, что он уверенно вводит читателя в атмосферу исторического сюжета. Повесть «Капитанская дочка» рассказывает о событиях, произошедших в переломный период российской истории – время правления императрицы Екатерины II. И эпиграф, упоминающий героического руководителя Молосского отряда александрийских воинов, сразу же вызывает ассоциации с военными деяниями и патриотическими чувствами.
Вторая причина выбора этого эпиграфа – его связь с сюжетом повести. Главный герой Александр Григорьевич Петров, сын капитана Петра Григорьевича Михайлова, сам оказывается в роли солдата в составе Молосского полка, чтобы отыскать свою капитанскую дочь Марью Ивановну. Таким образом, эпиграф можно рассматривать как символическое предвещание и интригующую нить сюжета.
Третья причина связана с символическим значением эпиграфа. Упоминаемая в нём «молосская верность крепостям» – это подчеркивает высокую ценность преданности и верности, которые являются важными темами повести. Историческое прошлое, применённое в качестве эпиграфа, подчёркивает актуальность этих ценностей и их неизменное значение на протяжении времени.
Таким образом, выбор эпиграфа из поэмы А. К. Толстого для повести «Капитанская дочка» был обоснованным и не случайным. Он помогает вводить читателя в историческую атмосферу, подчеркивает связь сюжета с героическими событиями и символически отражает важность преданности и верности, которые являются ключевыми темами работы Пушкина.
Ключевое слово эпиграфа в повести
Эпиграф выбран автором сознательно, поскольку «Капитанская дочка» является исторической повестью, в которой главное внимание уделено русской действительности и народному героизму. Ключевое слово «Гордость» отражает одну из центральных тем повести — гордость и достоинство национального характера.
Герои повести почти все переживают столкновение с государственной властью, в том числе и главный герой — Петр Андреевич Гринев. Гордость, честолюбие и готовность бороться за правду и справедливость являются главными характеристиками Пугачевского восстания и главной темой повести.
Ключевое слово «Гордость», указанное в эпиграфе, отражает важнейший аспект русского национального характера и является своеобразной «утверждающей программой» для героев повести. Оно позволяет читателям сразу понять главную тему и идею повести и предвосхитить ее развитие.
Значение эпиграфа для понимания сюжета
Эпиграф, предпосланный повести «Капитанская дочка» Пушкина, имеет важное значение для понимания сюжета и основных тем произведения. Начиная с первой строки, «С моря дальнего плыву я вам навстречу», автор устанавливает связь с главным героем Александром Григорьевичем Гринёвым, который после студенческой жизни в Москве решает вернуться в свою родную деревню. Этот эпиграф отражает его внутреннее состояние перед возвращением, а также символизирует его изменчивую судьбу, подобно морским волнам.
Далее, фраза «Мир вчерашний, девки молодые…» подчеркивает социальные и культурные изменения, которые произошли в России в начале 19 века. Главный герой замечает, что все изменилось в его отсутствие, и его встретят не те люди, которых он помнит. Это создает напряженность и интерес к сюжету, так как читатель ожидает узнать, какие изменения произошли и как герой им адаптируется.
В целом, эпиграф служит своего рода ключом к пониманию сюжета «Капитанской дочки». Он подготавливает читателя к основным темам произведения, таким как поиск собственного места в жизни, противостояние между разными общественными классами и адаптация героя к переменам в окружающем мире. Благодаря эпиграфу, читатель может глубже погрузиться в сюжет и лучше понять мотивацию и развитие героев.
Эмоциональный подтекст эпиграфа
Следующие слова из Библии: «Друзей прочь, врагов ближе» обладают особым смысловым накалом. Они говорят о том, что окружающий мир может быть весьма опасным и чтобы выжить в нем, нужно быть осторожным и настороженным. Это становится особенно актуальным в событийной линии повести, где герою приходится пройти через множество испытаний и сражений.
Фраза вызывает эмоциональный отклик читателя, внушает ему опасение и тревогу перед неизвестным будущим персонажей. Библейский афоризм становится своего рода предупреждением о том, что встреча с людьми может нести опасность и не всегда можно полагаться на внешний облик и слова.
Таким образом, эмоциональный подтекст эпиграфа помогает читателю войти в атмосферу повести, вызывает у него интерес к событиям и героям повести и создает желание продолжить чтение для выяснения дальнейших деталей и развития истории.
Влияние эпиграфа на общее восприятие повести
Эпиграф, предпосланный повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, имеет особое значение для общего восприятия произведения. Он выражает главную идею повести и помогает читателю понять центральную тему произведения.
Эпиграф «Не так легко было на Камыше Покрышки видеть Марью Ивановну, как на Мясной Фишт называть ее госпожою» создает некую загадочность и интерес к героине Марии Ивановне Мироновой. Он подчеркивает ее необычность и мистическое влияние на других персонажей произведения.
Использование эпиграфа вводит читателя в особую атмосферу пореформенного времени и царской России, где барьеры общественного приличия и социальной позиции играли огромную роль. Эпиграф помогает понять своеобразие общества, в котором разворачивается сюжет повести.
В целом, эпиграф является неотъемлемой частью повести «Капитанская дочка» и важным элементом влияющим на общее восприятие и понимание произведения. Он вызывает интерес, развивает интригу и помогает читателю глубже погрузиться в мир, созданный писателем.