Мелодический минор — одна из распространенных гамм в музыке. Эта гамма отличается от естественного минора повышенной седьмой ступенью, которая добавляется на подъеме и снижается на спуске.
В мелодическом миноре седьмая ступень повышается на один полутон вверх. Таким образом, ступень семь, которая в естественном миноре снижена (отличается на полтора тона от тоники), становится на один полутон выше — становится больше на два полутона от тоники.
Это изменение в гамме делает мелодический минор более близким к мажору, она придает гамме яркое и легкое звучание. Вспомним, что в мажоре ступени больше всех связаны с аккордами. Используя эту особенность, композиторы часто достижения повышенной седьмой ступени мелодического минора позволяют аккорду на основе этой ступени опереться на более сильные ступени (трезвучия). Количество обращений к данной особенности может быть разным, впрочем как и количество аккордов, используемых в мелодии.
Ступени мелодического минора
Ступени мелодического минора:
- Тоника (1-я ступень) — основной тон минорной тональности, на котором строится мелодия.
- Субдоминанта (2-я ступень) — ступень, находящаяся на один тон выше тоники.
- Медианта (3-я ступень) — ступень, находящаяся на два тоники выше.
- Субмедианта (4-я ступень) — ступень, находящаяся на тон ниже тоники.
- Доминанта (5-я ступень) — ступень, находящаяся на два тоники ниже основной тоники.
- Супердоминанта (6-я ступень) — ступень, находящаяся на один тон выше доминанты.
- Ведущая (7-я ступень) — ступень, которая находится на полутона ниже тоники и обеспечивает характерный звук мелодического минора.
- Тоника (8-я ступень) — повторение основной тоники в высшем регистре.
Повышение седьмой ступени в мелодическом миноре позволяет создавать особенные мелодические штрихи и подчеркивает своеобразие этого вида минорной тональности.
Первая ступень
Вторая ступень
В мелодическом миноре вторая ступень повышается. Она звучит на полутон выше, чем в тональном миноре.
В тональном миноре вторая ступень называется «малая секунда», а в мелодическом миноре она называется «большая секунда».
Изменение второй ступени в мелодическом миноре создает более выразительное и яркое звучание мелодии.
Третья ступень
В мелодическом миноре третья ступень повышается на полтона. В то время как в гармоническом миноре третья ступень не изменяется и остается натуральной. Это важная разница, которая придает мелодическому минору свой характеристический звук. Третья ступень мелодического минора создает некий «смягченный» звук, который отличается от более «грустного» и «темного» звука третьей ступени гармонического минора.
Четвёртая ступень
В мелодическом миноре четвёртая ступень повышается на полтона по сравнению с натуральным минором. Это значит, что в рядах звуков мелодического минора между третьей и четвёртой ступенью будет находиться полутон. Например, в тональности ля-минор четвёртая ступень будет составлять ноту си-бемоль.