Гармонический мажор – один из самых распространенных тональностей в классической музыке. В его основе лежит мажорная гамма, содержащая восемь ступеней. Вопрос о том, какая из них повышается в гармоническом мажоре, является важным для музыкантов и меломанов.
Ответ на этот вопрос прост: в гармоническом мажоре повышается седьмая ступень гаммы. Таким образом, в гармоническом мажоре между шестой и седьмой ступеньями образуется увеличенный интервал — большая септима.
Повышение седьмой ступени гаммы в гармоническом мажоре придает ему особый характер. Этот интервал создает напряжение и стремление к разрешению в последовательности нот. Более того, он играет важную роль в гармоническом развитии музыкального произведения.
В гармоническом мажоре повышение седьмой ступени осуществляется при помощи увеличенного знака — решетки (#). В практическом исполнении этот знак указывает на необходимость повышения звука на полтона. Седьмая ступень гаммы в гармоническом мажоре звучит ярко и выделяется на фоне остальных.
Какие ступени повышаются в гармоническом мажоре?
В гармоническом мажоре семь ступеней, и в каждом из них возможно повышение. Однако не все ступени равно часто повышаются.
Тоника (I ступень): Эта ступень является основной и самой важной в гармонической системе. Повышение может произойти, если необходимо создать некоторую напряженность.
Субдоминанта (IV ступень): В гармоническом мажоре это очень популярная ступень для повышения. Повышеь данной ступени создает интересную модуляцию и гармонические эффекты.
Доминанта (V ступень): Это самая сильная ступень в гармонической системе. Повышение доминанты позволяет создать мощный и впечатляющий аккордовый свод.
Ступень VI: Хотя VI ступень является подчиненной в гармоническом мажоре, повышение ее может привнести дополнительную направленность и интересные гармонические взаимодействия.
Остальные ступени (II, III и VII) редко повышаются в гармоническом мажоре, поскольку их повышение может привести к изменению тональности и смещению аудитивной централизации. Однако даже в этих случаях повышение указанных ступеней может быть использовано для создания интересного гармонического окраса.
Тональность и строение гармонического мажора
Ступени гармонического мажора:
1. Тоника (I ступень) — основной тональный центр, к которому в музыке часто возвращаются. В гармоническом мажоре тоника имеет большую степень стабильности.
2. Субдоминанта (IV ступень) — ступень, расположенная на четвёртом месте мажорной ладовой системы. Субдоминанта создаёт ощущение перехода от тоники к доминанте и может использоваться для создания напряжения в музыке.
3. Доминанта (V ступень) — ступень, расположенная на пятом месте мажорной ладовой системы. Доминанта имеет большую степень напряжённости и создаёт ощущение неопределённости и ожидания. Она часто используется для создания развития и кульминации в музыке.
4. Субмедианта (VI ступень) — ступень, расположенная на шестом месте мажорной ладовой системы. Субмедианта служит для создания перехода к медианте и имеет некоторую степень стабильности.
5. Медианта (III ступень) — ступень, расположенная на третьем месте мажорной ладовой системы. В гармоническом мажоре медианта имеет склонность к переходу от тоники к доминанте и может использоваться для создания разнообразных гармонических связей.
6. Супертоника (II ступень) — ступень, расположенная на втором месте мажорной ладовой системы. Супертоника имеет менее выраженную степень стабильности, чем тоника, но является важной частью гармонического мажора.
7. Лид (VII ступень) — ступень, расположенная на седьмом месте мажорной ладовой системы. Лид обладает высокой степенью напряжённости и создаёт ощущение неопределённости, которое может быть использовано для создания разрешения или перехода к тонике.
Ступени гармонического мажора восходящего порядка формируют основу музыкального материала, а их комбинирование и последовательность позволяют создавать разнообразные гармонические связи и направления в музыке.